На Московской городской станции юных натуралистов опубликовано свыше 60 работ по различным вопросам экологического образования. Среди публикаций – определители, справочники по разным группам организмов, рекомендации по организации методической работы, научно-методические сборники.

За текущий период на МГСЮН выпущены следующие издания:

  • Моргун Д.В. Коэволюционная парадигма экологического образования в интересах устойчивого развития. // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: Сборник статей участников городской экспериментальной площадки / Серия: «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 41 – 46.
  • Нурбеков М.К. Глобальная экология: проблемы и пути решения. // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: Сборник статей участников городской экспериментальной площадки / Серия: «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 46 – 49.
  • Дяченко Н.П., Колесов А.В. Учебно-исследовательская (проектная) деятельность учащихся в рамках современного экологического образования на примере комплексных экспедиций. // Экологическое образование в интересах устойчивого развития: Сборник статей участников городской экспериментальной площадки / Серия: «Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы» / Отв. редактор Курнешова Л.Е. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. С. 100 – 106.
  • Маслов В.А, Моргун Д.В. Компетентностный подход в контексте изучения качества экологического образования. // О состоянии и перспективах экологического образования и просвещения в России // Экологическая культура, как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сборник материалов Всероссийской конференции. – М., 2007. С. 33
  • Гусейнов А.Н. Школьный экологический мониторинг в городской среде. // О состоянии и перспективах экологического образования и просвещения в России // Экологическая культура, как один из определяющих факторов в решении социально-значимых задач: Сборник материалов Всероссийской конференции. – М., 2007. С. 117 – 118.
  • Загуменникова Т.Н. Кому – редька, а кому – фиалки.// Предупреждение плюс. Женские и мужские болезни. 2007 г. №12/57. С.112 – 121.

 

  • Каплан Б. М. 2007. Распознавание злаков в нецветущем состоянии. М.: Социально-политическая мысль, 44 с.

В учебно-методическом пособии освещается проблема определения видов растений семейства злаковых в тех случаях, когда для этого невозможно использовать признаки генеративных органов ( соцветий, отдельных колосков, цветков), необходимые при работе с большинством определителей растений.

Пособие предназначено дл юных натуралистов, занимающихся геоботаническими и флористическими исследованиями, а также может использоваться педагогами, работающими в системе дополнительного образования детей.

  • Чернопруд М. В. Биоиндикация качества водоемов по составу сообществ беспозвоночных. – М.: МГСЮН, 2007.- 24 с.

 

  • Савинов И.А. Ботанические экскурсии по Москве и Московской области. М.: Социально-политическая мысль, 124 с.

 

Пособие посвящено организации и проведению ботанических экскурсий на территории Москвы и Московской области. Содержит материал по подготовке ведения экскурсий, специфике их проведения в разных растительных сообществах Московского региона.

Пособие предназначено для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, методистов, учителей общеобразовательных школ, преподавателей ВУЗов и краеведов и любителей природы.

.

 

  • Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 3. Экологические экскурсии. / Под ред. Д.В. Моргуна. – М.: «Социально-политическая мысль», 2006, 288 с.

 

В сборнике представлены статьи 20 авторов, раскрывающие многообразие подходов к экскурсионной деятельности. Издание предназначено методистам, педагогам экологам в системе общего и дополнительного образования, натуралистам, проводящим образовательную работу с детскими коллективами.

 

  • Аргунова М. В. Растения и животные пресноводных экосистем. Исследовательское пособие для учащихся общеобразовательной школы с комплектом определительных карточек. М., 2004. — МосГорСЮН, 126 с., 78 илл.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для изучения растений и животных пресноводных экосистем: рек, ручьев, озер, водохранилищ, прудов, болот.

Первая часть содержит информацию о структуре и функционировании водных экосистем, задания для юных исследователей. Предложенные задания помогут юннатам правильно подготовиться к исследованиям, провести их и оформить результаты наблюдений.

Вторая часть состоит из комплекта определительных карточек, который включает рисунки, описания 41 вида растений и 47 видов животных, а также дополнительную занимательную информацию о жизнедеятельности растений и животных.

Пособие может быть использовано как рабочая тетрадь на уроках биологии, экологии, а также при проведении экскурсий, наблюдений в природе, выполнении учащимися учебных экологических проектов.

Пособие рассчитано на учащихся разного возраста, юных натуралистов, широкий круг любителей природы. Издание может быть полезно для педагогов школьного и внешкольного образования, использующих в своей работе различные формы полевых экологических исследований.

 

  • Барсукова Т. Н., Дунаев Е. А. Рогатиковые грибы Подмосковья. М., 1999. – М.: МосГорСЮН, 40 с., 27 илл. + цв. вкладка

 

Методическое пособие знакомит читателей с достаточно оригинальной и малоизученной группой почвенных и ксилотрофных грибов – «рогатиками». В нем приводятся таблицы (ключи) для определения подмосковных видов как самих рогатиковых, так и рогатикоподобных грибов, а также рекомендации по их диагностике, излагаются краткие сведения по экологии и биологии отдельных видов и всей группы в целом. Пособие содержит методическую разработку учебно-исследовательской темы для самостоятельного изучения экологических особенностей произрастания «рогатиков». Издание предназначено учащимся, интересующимся биологией, юным натуралистам, их преподавателям и руководителям, педагогам школьного и внешкольного образования, использующим в своей работе различные формы полевых экологических исследований.

 

 

  • Дунаев Е. А. Муравьи Подмосковья. Методы экологических исследований. М., 1997, 1999. – МосГорСЮН, 96 с., 30 илл. + 10 прил.

 

В учебном пособии в популярной форме излагаются сведения о биологии муравьев. Приводятся методические разработки четырех учебно-исследовательских тем для изучения различных аспектов экологии этих насекомых и получения разносторонних практических знаний о них. Пособие содержит простой вариант определителя для всех видов муравьев Подмосковья и десять приложений, в легкой и доступной форме освещающих вопросы морфологии и особенности экологии муравьев, способы оценки разнообразных параметров муравейника.

Пособие предназначено для учащихся, интересующихся биологией, юных энтомологов и натуралистов, их преподавателей и руководителей, педагогов школьного и внешкольного образования, использующих в своей работе различные формы полевых экологических исследований.

 

  • Дунаев Е. А. Земноводные и пресмыкающиеся Подмосковья. М., 1999. – МосГорСЮН, 84 с., 47 илл.

 

Учебно-справочное пособие предназначено для определения видов земноводных (амфибий) и пресмыкающихся (рептилий) Московской и сопредельных с ней областей. Оно позволит идентифицировать животных разного пола и возрастных стадий по внешнему облику и фрагментам скелетных остатков. Определитель построен по принципу «телефонной записной книжки» и снабжен множеством иллюстраций, на основе которых и осуществляется диагностика видов, что упрощает процесс определения. Пособие содержит краткие сведения по истории изучения земноводных и пресмыкающихся Московской области, информацию о морфологических и экологических особенностях всех видов амфибий и рептилий Подмосковья.

Справочник рассчитан на учащихся разного возраста, юных натуралистов и широкий круг любителей природы, а также может быть полезен для педагогов школьного и внешкольного образования.

 

  • Дунаев Е. А. Методы эколого-энтомологических исследований. М., 1997. – МосГорСЮН, 44 с., 24 илл.

 

Методическое пособие освещает технику сбора, препарирования насекомых, оформления энтомологических коллекций и консервации материала при проведении экологических исследований. В ней описываются универсальные способы ловли насекомых разных ярусов леса, подстилки, водоемов и ряда специфических субстратов. Излагаются различные методы относительного и абсолютного учета численности насекомых, способы оценки их экологического разнообразия при сравнении различных местообитаний и ширины экологических ниш.

Пособие предназначено для учащихся, интересующихся биологией (юных энтомологов и натуралистов), их преподавателей и руководителей, педагогов школьного и внешкольного образования, применяющих в своей работе различные формы полевых экологических исследований; может быть использовано при изучении экологии не только насекомых, но и других групп живых организмов.

 

 

  • Маслов В. А., Бурнашева Н. В. Словарик юного эколога. М., 1993. – МосГорСЮН, 32 с.

 

Данный словарь может использоваться как справочное пособие и содержит экпликацию более сотни основных экологических понятий. Словарь представляет концептуально-методологическую основу любой практической и теоретической деятельности в области экологии. Издание иллюстрировано популярными символическими изображениями, репрезентирующими сущность основных экологических понятий.

Словарь рассчитан на юных натуралистов, учащихся кружков экологического и биологического профиля.

 

  • Моргун Д. В. Булавоусые чешуекрылые европейской России и сопредельных стран. Определитель-справочник. М., 2002. – МосГорСЮН, 208 с., 6 цв. табл.

 

Определитель-справочник содержит определительные таблицы (серийные дихотомические ключи) для диагностики всех булавоусых чешуекрылых европейской части России и сопредельных стран. Для каждого вида приводятся краткая информация о распространении, сведения о фенологии, биотопической приуроченности и биологии преимагинальных стадий, этимология видовых эпитетов. Для некоторых видов указаны замечания по систематике. Дан широкий обзор морфологических, экологических и онтогенетических особенностей булавоусых бабочек.

Издание иллюстрировано несколькими рисунками (в основном, оригинальными) и рядом цветных фотографий, представляющих собой дополнение к ключу в наиболее сложных диагностических ситуациях.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей университетов, юных натуралистов и экологов, их руководителей, учащихся, интересующихся биологией, педагогов школы, любителей природы.

 

  • Моргун Д. В. Методическая работа в учреждениях дополнительного экологического образования. М., 2004. — МосГорСЮН, 80 с.

 

Издание посвящено рассмотрению основных направлений методической работы в учреждениях дополнительного образования экологической направленности и содержит рекомендации по ведению программно-методической, учебно-методической, музейно-методической, редакционно-издательской работы, а также методическому обеспечению организационно-массовой и экспедиционной деятельности учреждения. Рассматриваются некоторые общие методические проблемы обеспечения образовательного процесса в учреждениях (составление и оформление дополнительных образовательных программ, планирование и отчетность о методической работе, издание методических пособий и разработок, методы организации и подготовки мероприятий и др.) и специфичные для экологических организаций формы методической деятельности (методы проектирования экологической экспедиции,. организации музейного биологического фонда и др.).

Методические материалы предназначены для педагогов, педагогов-организаторов, методистов, руководителей структурных подразделений — сотрудников учреждений дополнительного образования экологической направленности.

 

9. Моргун Д. В., Безверхова Н. В. 2006 . Социальная экология и стратегия устойчивого развития цивилизации. М.: Социально-политическая мысль, 102 с.

 

Монография представляет собой научно-методическое пособие, в котором содержатся материалы о современном методологическом, философско-научном статусе социальной экологии и ее перспективах в области стратегии устойчивого развития. Рассматривается широкий круг проблем: развитие экологии в контексте становления неклассической науки; коэволюционная методология и ее роль в социальной экологии; представления о социоэкосистемах; экологические кризисы и катастрофы на разных уровнях; подходы к решению глобальных экологических проблем; развитие социальной экологии на основании стратегии устойчивого развития.

Книга предназначена для широкого круга специалистов, занимающихся вопросами истории и методологии экологии, преподавателей ВУЗов, педагогов дополнительного образования, учителей школ, студентов профильных ВУЗов. Пособие может использоваться при составлении образовательных программ в ВУЗах, учреждениях дополнительного образования, в институтах повышения квалификации работников образования.

 

  • Пчелкин А. В., Слепов В. Б. Использование водорослей и лишайников в экологическом мониторинге и биоиндикационных исследованиях. М., 2004. — МосГорСЮН, 20 с.

 

Методическое пособие предназначено для проведения исследовательских работ обучающихся по экологическому мониторингу и биоиндикации. В издании представлены основные методы исследования лихенофлоры и водорослей

Пособие предназначено для проведения экологических исследований юными натуралистами, обучающимися учебных объединений учреждений дополнительного образования, а также руководителей учебных групп, использующих в своей работе различные формы биомониторинговых исследований.

 

  • Расторгуева Г. А. Сады приусадебных участков. М., 2002.

 

Брошюра позволяет получить первоначальные практические навыки по самостоятельному проектированию сада и дает возможность избежать ошибок, характерных для начинающих. Рассматриваются исторические особенности и мировые тенденции садово-паркового искусства. В краткой и доступной форме сконцентрированы все элементы, необходимые для формирования сада, показаны основные стили ландшафтной архитектуры, зонирование на участке и др.

Пособие рассчитано на широкий круг читателей.

 

  • Сборник нормативных документов по охране труда для учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля. Требования безопасности и правовая ответственность. (Сб.). М., 2000.

 

  • Современные методические аспекты экологического образования. Научно-методический сборник. / Под общ. ред. Д. В. Моргуна. М., 2004. — Издатель А. В. Воробьев, 68 с.

 

Издание является сборником статей ведущих методистов и педагогов Московской городской станции юных натуралистов, представляющих разнообразный опыт эколого-образовательной деятельности. В материалах рассматриваются методы организации научно-исследовательских работ обучающихся в полевых лагерях, инновационные подходы в области биологической диагностики на экологической практике, творческие, интерактивные и другие методы повышения мотивации.

 

12. Современные методические аспекты экологического образования: экологические лагеря и экспедиции. Под ред. Д. В. Моргуна. М., 204 с.

 

Второй выпуск научно-методического сборника «Современные методические аспекты экологического образования» содержит статьи, отражающие разнообразный опыт организации и проведения учебной и исследовательской работы школьников в полевых и городских лагерях, экспедициях разных типов.

В разделе, посвященном экологическим лагерям, содержится информация о методах организации учебной и познавательно-досуговой деятельности детей в лагерях. Рассматриваются различные варианты планирования обучения, организационные аспекты работы педагогов. Описаны разные формы работы — от мониторинга городской среды до природоведческих и краеведчеcких экскурсий в городе.

В разделе о зональных экспедициях рассмотрены модели организации экспедиций в северные таежные и аридные регионы России и в Крым.

Интересные материалы представлены в разделе «Формы работы и методы повышения мотивации детей в экологических лагерях и экспедициях» (статьи о фотосъемке для юного натуралиста, игровых и гуманитарных методиках работы с разными группами детей).

Авторы статей — руководители экологических экспедиций и лагерей, заинтересованные в развитии и распространении собственного профессионального опыта.

Издание предназначено для педагогов дополнительного образования, учителей школ, натуралистов, организующих экологических лагеря или экспедиции с детьми и студентами, а также методистов, занимающихся вопросами экологического обучения и воспитания.

 

13. Типовые дополнительные образовательные программы эколого-биологического профиля. Научно-методический сборник. / Под ред. Д. В. Моргуна. — М.: Социально-политическая мысль, 2005, 140 с.

Научно-методический сборник содержит дополнительные образовательные программы эколого-биологического профиля («Экология», «Экологический мониторинг», «Современная биология», «Ботаника», «Общая зоология», «Экологическое краеведение»), а также программу естественнонаучной направленности («Палеонтология»). Программы предназначены для преподавания в учреждениях допол нительного экологического образования и рассчитаны на обучающихся 5 – 11 классов общеобразовательных школ, а также младших курсов профильных ВУЗов. Сборник может использоваться также при проведении отдельных (факультативных) уроков в школах в классах с эколого-биологической специализацией. Издание предназначено для педагогов дополнительного образования, методистов, преподавателей ВУЗов, учителей общеобразовательных школ.

Сборник подготовлен на Московской городской станции юных натуралистов при участии сотрудников Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова, ЦДАО Московского Института открытого образования, Лаборатории экологического образования ИСМО Российской Академии Образования, Российского Аграрного Государственного Университета, Института глобального климата и экологии, других высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций, а также при поддержке издательства научно-популярного журнала «Экология и жизнь». Программы апробированы в рамках экспериментальной площадки «Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента».

 

  • Филиппова С. В. Путешествия юных натуралистов. М., 2006.

 

Сборник сценариев и программ для проведения оргмассовых мероприятий эколого-биологического профиля.

 

  • Цветков А. В. Зимняя экология копытных млекопитающих Подмосковья. М., 2002.

 

Методическое пособие знакомит читателя с принципами организации и проведения работ по изучению численности копытных млекопитающих в зимнее время. Рассматривается техника выполнения зимнего маршрутного учета, методика определения плотности населения копытных по данным учета их экскрементов. Читателям предлагается общедоступный вариант моделирования ситуации для оценки достоверности выбранной методики обобщения учетных данных. Особое внимание уделяется методам изучения снежного покрова как среды обитания животных. Предлагаемые методики позволяют не только провести учеты копытных, но и познакомиться с некоторыми чертами их поведения.

В пособии подробно описаны методики исследовательских работ, которые могут быть выполнены юными натуралистами разного возраста и уровня подготовки. Тематика подобрана таким образом, что работы можно рассматривать как в качестве самостоятельных исследований, так и в виде составной части комплексного изучения зимней экологии копытных, проводимого группой наблюдателей.

Издание предназначено для учащихся, интересующихся биологией и экологией млекопитающих, юных натуралистов, практических исследователей природы; их руководителей, педагогов основного и дополнительного образования, использующих в своей работе различные методы полевых исследований.

 

12. Чертопруд М. В., 2005. Гидробиологические экскурсии в Подмосковье. — М.: Издатель Воробьев А. В., 72 с.

 

Методическое пособие содержит теоретическую базу и практические рекомендации для организации экскурсионного изучения жизни пресных вод Подмосковья. В пособие включены: описание характерных типов пресноводных сообществ региона (с атласом наиболее типичных представителей); указания на удобные места экскурсий, выбор необходимого оборудования, рекомендации по охране природы на экскурсиях, а также некоторые аспекты биологии пресноводных обитателей и географии Московской области. В доступной форме вводятся многие гидробиологические термины. В описании сообществ основное внимание уделено макроскопическим беспозвоночным животным.

В помощь педагогам, организующим полевые экскурсии и выезды из Москвы, самостоятельным начинающим натуралистам, а также всем, интересующимся жизнью пресных вод.

 

  • XI и XII Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 2000.

 

  • XIII Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 1998.

 

  • XIV Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 1999.

 

  • XV Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 2001.

 

  • XVI Московская Городская Конференция экспедиционных экологических отрядов учащихся. Тезисы докладов. (Сб.). М., 2002.

 

  • Материалы XVII и XVIII Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся. М., 2004.

 

  • Материалы XIX Московской городской конференции экспедиционных экологических отрядов учащихся. М., 2005.

 

 

 

ИНФОРМАЦИЮ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ НА МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ СТАНЦИИ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ)

По адресу: 117303, Москва, ул. Одесская, 12А (м. Каховская),

 

ПО ТЕЛ. 318 18 77, А ТАКЖЕ ПО ЭЛ. ПОЧТЕ mgsun . edu @ mail . ru .

 

 

 

Hosted by uCoz