Отчет по экспериментальной работе
Скачать отчет за 2006-2007г.
Итоговый отчет по экспериментальной работе ГОУ МГСЮН
«Экологическое образование в столичном мегаполисе: содержание регионального компонента» .
ГОУ Московская городская станция юных натуралистов
Интеграция инновационных и традиционных подходов к экологическому образованию в системе дополнительного образования.
Научный руководитель - Захлебный А. Н.
Исполнители:
-
педагоги дополнительного образования 5 учебных структурных подразделений (внедрение экспериментальных педагогических подходов в образовательный процесс);
-
методисты (разработка концептуальной основы экспериментальных педагогических подходов, оценка их эффективности);
-
руководители структурных подразделений, заместители директора, директор (контроль апробации экспериментальных педагогических подходов, перспективное планирование).
Планируемые результаты опытной работы в целом и на текущий год:
- повышение качества дополнительных образовательных программ с точки зрения объема и уровня полученных обучающимися компетенций (образовательный аспект);
- личностное развитие обучающихся на основе внедряемых воспитательных эколого-ориентированных подходов (воспитательный аспект);
- повышение уровня эмпатии, расширение экоцентричного мировоззрения (психологический аспект экспериментальной деятельности).
Полученные педагогические результаты в текущем 2005/06 уч.году:
Форма апробации: а) Публикации:
- научно-методический сборник «Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 2. Экологические лагеря и экспедиции». Сборник содержит статьи авторов – участников экспериментальной площадки учреждения, а также приглашенных из других учреждений авторов, представивших опыт проведения экологических лагерей и экспедиций разных типов.
- учебное пособие «Популярная лихенология» (А. В. Пчелкин, 2006). Издание продолжает серию пособий экспериментального курса дополнительного образования «Экологический мониторинг».
- сборник игровых сценариев для проведения массовых экологических мероприятий «Путешествия юных натуралистов» (С. В. Филиппова, 2006). Пособие содержит игровые программы для проведения массовых мероприятий и акций для обучающихся младшего и среднего школьного звена.
- научно-методическое издание «Социальная экология и стратегия устойчивого развития цивилизации» (Д. В. Моргун, Н. В. Безверхова, 2006). В монографии рассматривается широкий круг вопросов современной антропоэкологии, а также основные концепции современного экологического знания. Указаны основные пути формирования социальной экологии как науки, а также перспективы ее развития с учетом социально-практических задач, выраженных в стратегии устойчивого развития цивилизации.
- методическое пособие « Социально-экологические проекты на особо охраняемых природных территориях г. Москвы.» (Аргунова М.В., 2005).
- учебно-методическое пособие «Эволюция Земли и жизни.» (Габдулин Р.Р., Ильин И.В., Иванов А.В., 2005).
- «Историческая геология». Книга 1. (Габдулин Р.Р., 2005.).
Статьи:
1. Гусейнов А. Н. Методы локального почвенно-экологического мониторинга // Современные методические аспекты экологического образования, вып. 2: Экологические лагеря и экспедиции. М., 2005, с. 45 - 58.
2. Пахомов В. И. Экологическая направленность летнего городского лагеря // Современные методические аспекты экологического образования, вып. 2: Экологические лагеря и экспедиции. М., 2005, с. 29 - 44.
3. Семашко А. Ю. Комплексные практики на Соловецких островах // Современные методические аспекты экологического образования, вып. 2: Экологические лагеря и экспедиции. М., 2005, с. 101 – 122.
4. Баличева Е. А. Возможные подходы к организации экологических лагерей // Современные методические аспекты экологического образования, вып. 2: Экологические лагеря и экспедиции. М., 2005, с. 6 - 16.
5. Моргун Д. В. Типовая дополнительная образовательная программа «Экология» // Типовые дополнительные образовательные программы эколого-биологического профиля: Научно-методический сборник. М., 2005, с. 16 - 34 (статья);
6. Моргун Д. В. Взаимодействие школьного и дополнительного образования в экологическом обучении и воспитании школьников // Экологическое образование, вып. 4, 2005, с. 45 – 47 (статья).
7. Моргун Д. В., Кульпина Н. С. Россия и Украина на пути интеграции экологического образования // Экология и жизнь, вып. 1, 2006, с. 19 –21 (статья, авторский вклад 70 %).
8. Моргун Д. В. Экспедиция в аридные регионы европейской России // Современные методические аспекты экологического образования, вып. 2: Экологические лагеря и экспедиции. М., 2005, с. 123 – 153.
б) практические мероприятия экологической направленности этого года:
-- массовые экологические мероприятия (согласно календарному планы работы учреждения):
- культурно-досуговые (учебно-познавательная игра «Экологический лабиринт «Заповедники России»; орнитологические акции «Зимующие птицы», «Кормушка», «Друзья птиц»; праздники «Урожая», «Зимний калейдоскоп», «День земли», «Голубая планета, посвященная Всемирному дню воды»; VIII Эколого-эстетический фестиваль «Городок мастеров»; весенний конкурс «Первоцветы»).
- научно-образовательные ( XX Городская конференция экологических экспедиционных отрядов; Московская городская открытая олимпиада школьников по геологии и палеонтологии; Y Городская эколого-биологическая олимпиада «Природа России», III Городская открытая орнитологическая конференция, XXI Городская «Зеленая олимпиада» юных экологов и натуралистов, YI Международная конференция «Образование в XXI веке глазами детей и взрослых»).
-- экскурсии по музейным и экспозиционным помещениям учреждения (Музей естественной истории, Музей природы, Зимний сад, Мини-зоопарк), экскурсии по экологическим тропам («Редкие и исчезающие виды растений Москвы», «Птицы Москвы», «Реликтовые растения Дендропарка»).
-- практические занятия на учебно-опытном участке (использование лекарственных растений в озеленении учебных учреждений; фитонцидные растения в улучшении экологической обстановки в школах; фитомодули и аптекарские огороды;).
-- учебные экологические практики для обучающихся на выездах (эколого-ботаническая практика для 7 кл.; гидрохимическая и гидрометеорологическая практики для 7-9 кл.; практические занятия по ландшафтоведению и начальной туристской подготовке; гидробиологические экскурсии в Подмосковье; лабораторно-полевой экологический практикум «Комплексное экологическое исследование водоемов города»; практические рекомендации по биоиндикации «Аномалии почек у деревянистых растений»; практикум для химического мониторинга вод). Обучающиеся осуществляют мониторинговую работу по изучению состояния природных сообществ ближнего Подмосковья, а также серию фенологических наблюдений в Москве и Подмосковье (наблюдения и оценка антропогенного воздействия в парке Кузьминки; фенологические наблюдения за растительным и животным миром Битцевского лесопарка).
в) презентация разработанных учебно-методических материалов:
-- презентация электронного издания по научно-образовательным экспедициям УДО (19 апреля 2006 г., ВВЦ, педагоги, методисты, сотрудники общественных организаций);
-- презентация музейно-педагогической работы УДО (21 апреля 2006 г., методисты, музейные работники);
-- презентация научно-методических разработок и пособий МГСЮН (на массовых экологических мероприятиях МГСЮН, в течение года педагогами, методистами, обучающимися; на курсах повышения квалификации работников УДО в МИОО, 3 апреля 2006 г.);
-- презентация сборника «Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 2. Экологические лагеря и экспедиции» (19 января 2006 г., круглый стол «Экологические полевые исследования школьников» МГСЮН);
-- презентация серии образовательных пособий МГСЮН на конференции «Эколого-историческое мировоззрение» (22 марта 2006 г., ЦДТ района Зюзино г. Москвы, педагоги, методисты, научные сотрудники, обучающиеся).
Поощрение сотрудников МГСЮН по результатам опытно-экспериментальной работы за 2005/06 уч. год осуществляется на итоговом педсовете ( 30 мая).
Предложения по использованию результатов опытно-экспериментальной работы:
В основу экспериментальной педагогической работы ГОУ МГСЮН положена концептуальная идея о возможности интеграции традиционных методов экологического образования, реализуемых преимущественно в системе общего образования, и инновационных – разрабатываемых на базе УДО. Следуя такой педагогической установке, сотрудники учреждения стабильно используют в своей работе приемы, характерные для традиционной педагогики – чтения академических лекций, проведение дискуссионных семинаров, лабораторная работа (для класса программ эколого-биологического профиля), разработка полевых маршрутов и краеведческие исследования (туристско-краеведческий профиль), освоение эстетических технологий на основе рефлексии природных образов (эколого-эстетический профиль). Эти формы работы в образовательном процессе используются в сочетании с формами проведения занятий, предполагающими большее многообразие познавательных приемов и подачи теоретического материала. Это методы альтернативной педагогики, разнообразные творческие и «гуманитарные» (междисциплинарные) технологии, игровые занятия. Разработка модели сочетания традиционных и инновационных методов экологического образования на базе учреждения представляется возможным лишь по пути методического взаимодействия школы и дополнительного образования. Материалы таких разработок представлены, например, в изданном на МГСЮН сборнике «Современные методические аспекты экологического образования» 2004 г.
Основным в развитии экспериментально-педагогических идей является предложение о сотрудничестве общего и дополнительного образования по направлению создания системы непрерывного экологического образования. Это сотрудничество, по опыту экспериментальной работы МГСЮН, эффективно по следующим направлениям:
-- организация массовых экологических мероприятий совместно со школами (Н-р, в рамках фестиваля «Юные таланты Московии» МГСЮН выступает как организатор работы школ по экологической подготовке школьников в -- совместная апробация отдельных методических приемов (Известно, что игровые сценарии для проведения уроков в рамках школьного курса биологии методистами были изначально апробированы на учебных объединениях МГСЮН. Учебные занятия в системе УДО, напротив, позволяют расширить познавательный контекст. Поэтому некоторые педагоги МГСЮН выстраивают свою образовательную программу в корреляции с текущим общим курсом биологии, географии и экологии);
-- организация практической работы обучающихся школ в условиях природной среды - выездов, лагерей, экспедиций, работы на учебно-опытном участке. (УДО расширяет возможности общего образования полноценно организовать данную работу в условиях естественной природной обстановки);
-- сотрудничество со школами по направлению развития музейной педагогики (в музейных помещениях МГСЮН обучающимся школ предлагаются регулярные тематические и обзорные экскурсии. Рассматриваются проблемы биологического разнообразия, зоогеографии, экологические особенности некоторых групп организмов отечественной и тропической фауны. Этот положительный опыт взаимодействия может быть рекомендован для школ с «сеткой» факультативных часов или элективных курсов).
Таким образом, дальнейшее развитие эколого-образовательной среды в рамках экспериментальной площадки представляется возможным по пути расширения сферы взаимодействия между школами и системой дополнительного образования.
Отчет по эксперментальной работе за 2005-2006 г.
Итоговый отчет по эксперментальной работе